Центральный парк культуры и отдыха Автозаводского района

 

Автозаводский парк культуры и отдыха является объектом ландшафтной архитектуры, входящим в списки объектов культурного наследия регионального значения в Нижнем Новгороде. В нём сохранилась оригинальная регулярная планировка, многорядовые липовые аллеи, система фонтанов, цветочные партеры и широкие аллеи, предназначенные для проведения массовых общественных мероприятий. Парк является яркой иллюстрацией архитектурно-планировочных принципов, разработанных в 1930-х годах, получивших дальнейшее развитие в 1940—1950-е годы.

Под руководством академика архитектуры А.С. Никольского в 1934 году трест «Госзеленстрой» Наркомата коммунального хозяйства РСФСР начал разработку проекта «Городского сада в Соцгороде Автозавода». 12 апреля 1935 года состоялся комсомольский субботник, который и положил начало строительству парка.

С началом Великой Отечественной войны работы по благоустройству парка были приостановлены, на его территории разместились части 784-го зенитно-артиллерийского полка, прикрывавшего Автозавод от налетов немецкой авиации.

27 сентября 1943 года было принято постановление бюро Автозаводского райкома ВКП(б) «О строительстве городского парка», и работы по его благоустройству были возобновлены.

В 1944 году здесь был построен уникальный летний театр «Родина» (с 1961 г. – кинотеатр «Родина»). Автором проекта стал автозаводец Б.М. Анисимов (1909-1985), одержавший победу в районном конкурсе на лучшую архитектурную композицию. Рынок, который находился на пересечении улицы Краснодонцев и проспекта Жданова (ныне пр. Молодежный), был перенесен, и на освободившемся месте в рекордно короткие сроки под руководством Я.П. Елизарова был возведен летний театр – на средства, полученные коллективом ГАЗа. Летний театр стал символом приближающейся мирной жизни. На протяжении долгого времени он был культурным центром района: в выходные зрительный зал собирал сотни автозаводцев, на открытой сцене театра проходили концерты художественной самодеятельности, детские праздники и другие мероприятия.

С южной стороны кинотеатра пристроили открытую сцену. В 1949 году перед главным входом в летний театр была установлена скульптура И.В. Сталина (уменьшенная копия памятника работы С.Д. Меркурьева на канале Москва-Волга). Но после доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС в 1956 году памятник убрали, а на его месте установили памятник Ленину. В конце 1940-х – начале 1950-х годов в парке установили и другие скульптуры. Одним из авторов была А.В. Винокурова.

В 1945 году в парке со стороны Соцгорода поставили чугунную ограду, изготовленную в литейном цехе №3 автозавода. Решетка парка принадлежит к лучшим образцам архитектурного литья в г.Горьком. На центральной аллее был построен большой фонтан, заасфальтированы основные аллеи. В 1944-1945 годах в парке произвели массовую посадку деревьев – лип, кленов, акаций, берез, тополей, дубов. У летнего театра разбили вишневую аллею. Главную ось парка образовывала широкая липовая аллея с системой фонтанов. В 1951 году были построены деревянные центральные ворота Парка культуры и отдыха.

Большую работу по созданию автозаводского парка провел директор завода ГАЗ И.К. Лоскутов. Парк стал излюбленным местом отдыха автозаводцев. Вечерами молодежь собиралась на танцевальной площадке, посетители могли прокатиться на «колесе обозрения», побывать в комнате смеха. На детской площадке и в спортивном городке всегда было многолюдно. Вдоль аллей и на площадках парка были оборудованы выставки, галерея лучших людей Автозавода. До 1957 года вход в парк культуры и отдыха был платным.

В 1961 году на месте выемки песка, использованного при строительстве жилья, было создано парковое озеро. В настоящее время озеро является излюбленным местом летнего отдыха и купания автозаводцев всех возрастов.

Сегодня Автозаводский парк остается одним из красивейших уголков Нижнего Новгорода, сосредоточением культурно-праздничной жизни района.

 

 

1 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
2 РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ
3 РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
4 РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОТ

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

Итоги первого общественного обсуждения

Результаты анкетирования

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

Концепция

Планировочные решения и архитектурные элементы концепции являются предпроектными решениями, на этапе разработки проектной документации могут быть изменены.

Протокол второго общественного обсуждения

РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОТ